Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущество ценное и особо ценное определение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
Распоряжение особо ценным движимым имуществом
• 338 «Чистая стоимость ОЦИ» – равна сумме строк 336 (расчеты с учредителем (0 210 06 000)) и 337 – чистая стоимость ОЦИ (т. е. остаточная стоимость). Исходя из буквального толкования положений Инструкции № 33н, в ней не предусмотрено отражение чистой стоимости ценного имущества (корректировка показателя счета 0 210 06 000 на стоимость амортизации), которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Такой порядок действий приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. При этом в другом письме (от 17.01.2013 № 02-06-07/111) Минфин России обращает внимание на следующее: корректировка счета 7 210 06 000 происходит только в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного ранее при изменении типа учреждения. Это и понятно, ведь стоимость имущества, приобретенного в рамках деятельности в сфере ОМС после изменения типа учреждения, отражать на счете 7 210 06 000 не нужно. Если такое имущество и попадает под критерии особо ценного, учреждение все равно имеет право распоряжаться им самостоятельно, т. к. оплата происходила за счет средств ОМС, а не за счет средств учредителя.
Что относят к особо ценному движимому имуществу?
Чтобы понимать, какой же будет перечень особо ценного движимого имущества у бюджетного учреждения, необходимо обратиться к букве закона. Итак, сюда будет включено следующее движимое имущество.
- Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
- Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
- Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
- Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
- Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.
Движимое и недвижимое
Что касается распоряжения недвижимым имуществом, то его предоставляют учредителю предприятия. На практике это работает следующим образом: непосредственные руководители предприятия в официальном запросе формулируют, каким образом планируется использовать недвижимость, что это дает и какие перспективы несет в себе. Если учредитель согласовывает документ – все отлично, можно приступать к реализации задуманного.
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Выделяем и учитываем особо ценное движимое имущество
В рамках перехода бюджетными учреждениями на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н одним из необходимых мероприятий является составление перечня особо ценного движимого имущества и организация обособленного учета этого имущества. Расскажем, как это сделать правильно.
Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня видов особо ценного движимого имущества отдельных видов или даже отдельных объектов, которые могут быть определены как особо ценные, без которых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозможно или затруднено.
Если учреждение изменило тип на бюджетное и получило утвержденный перечень особо ценного движимого имущества еще 1 июля 2011 г., а переход на новый способ финансового обеспечения будет только с 1 января 2012 г., перечень особо ценного движимого имущества по состоянию на 1 января 2012 г. необходимо актуализировать.
Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначения и не связаны ни с типом имущества (основное средство, материальные запасы), ни с порядком его учета (на балансовых счетах, на забалансовых счетах). Иными словами, особо ценное движимое имущество может быть и в категории материальных запасов, и учитываться на забалансовых счетах. Об этом надо помнить учреждениям при подготовке перечней имущества для утверждения.
Перечень особо ценного имущества
174-й ФЗ регламентирует, каким образом могут составляться перечни имущества, операции с которым требуют согласования с учредителями. К примеру, госорганы, являющиеся учредителями автономных предприятий, имеют все права по формированию таких перечней и включают в них позиции, числящиеся в федеральном бюджете.
Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Для федеральных автономных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
- насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
- насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
- соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
- в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
Что отнести к особо ценному движимому имуществу
- движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет:
- для федеральных автономных учреждений от 200 000 до 500 000 руб.;
- для автономных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, от 50 000 до 500 000 руб.;
- для муниципальных автономных учреждений от 50 000 до 200 000 руб.;
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2023 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:
В силу п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н для учета имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, предназначен счет 0 210 06 000. Балансовая стоимость особо ценного имущества отражается на этом счете.
- Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции. Ценовой интервал относительно федеральных учреждений составляет – 200 т. р. – 500 т. р.
- Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности.
- Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.
Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности. Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан Постановлением №538-26.07.2023 г. Правительства России (далее в статье – ПП РФ №538).
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу об отнесении движимого имущества к особо ценному движимому имуществу (далее — письмо, ОЦДИ) и сообщает.
Порядок определения принадлежности имущества
Нет ---------------------------------------------------¬
-----+1. Поступившее имущество закреплено за учреждением¦
¦ ¦собственником или приобретено за счет его целевых ¦
¦ ¦средств? ¦
¦ L-------------------------T-------------------------
¦ ¦/ Да
¦ --------------------------+------------------------¬ Да
¦ ¦2. Поступившее имущество является недвижимым? +-----------¬
¦ L-------------------------T------------------------- ¦
¦ ¦/ Нет ¦
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦
¦ ¦3. Стоимость поступившего имущества превышает +-------¬ ¦
¦ ¦предел, установленный учредителем? ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------------T------------------------- ¦/ ¦/
¦ ¦/ Нет ---+---+-----¬
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦Особо ценное¦
¦ ¦4. Поступившее имущество относится к имуществу, +--->¦ имущество ¦
¦ ¦без которого, по мнению учредителя, осуществление ¦ L--T---T------
¦ ¦деятельности учреждения будет существенно ¦ /¦ /¦
¦ ¦затруднено? ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------------T------------------------- ¦ ¦
¦ ¦/ Нет ¦ ¦
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦ ¦
¦ ¦5. Поступившее имущество относится к виду +-------- ¦
¦ ¦имущества, напрямую отнесенному учредителем ¦ ¦
¦ ¦к особо ценному? ¦ ¦
¦ L-------------------------T------------------------- ¦
¦ ¦/ Нет ¦
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦
¦ ¦6. Поступившее имущество подлежит отчуждению +------------
¦ ¦в специальном порядке? ¦
¦ L-------------------------T-------------------------
¦ ¦/ Нет
¦ --------------------------+------------------------¬
L--->¦ Не особо ценное имущество ¦
L---------------------------------------------------
Заключение. Если недвижимое имущество закрепляется за учреждением или приобретается за счет средств, выделенных на его приобретение, то данное имущество автоматически приобретает статус особо ценного имущества и какого-либо дополнительного подтверждения того, что это имущество является особо ценным, учреждение от учредителя получать не обязано.
Нормативное регулирование: новые условия
В 2010 году был принят новый федеральный закон, опубликованный 3 ноября под номером 174 и посвященный автономным учреждениям. В нем также раскрывается понятие особо ценного имущества, рассматриваются особенности взаимодействия с ним.
Из 174-го закона следует, что у автономного предприятия нет права на свое усмотрение распоряжаться недвижимостью или имуществом, включенным в перечень особо ценного, а придется сперва оформить согласование с учредителем, по чьей инициативе за учреждением закреплены позиции. Здесь дополнительно прописано, что имущество, оказавшееся у автономного предприятия не в рамках закрепления за ним позиций, находится в свободном пользовании этого юридического лица и сделки с ним не требуют специального согласования.
Распоряжение особо ценным движимым имуществом
• 338 «Чистая стоимость ОЦИ» – равна сумме строк 336 (расчеты с учредителем (0 210 06 000)) и 337 – чистая стоимость ОЦИ (т. е. остаточная стоимость). Исходя из буквального толкования положений Инструкции № 33н, в ней не предусмотрено отражение чистой стоимости ценного имущества (корректировка показателя счета 0 210 06 000 на стоимость амортизации), которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Такой порядок действий приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. При этом в другом письме (от 17.01.2013 № 02-06-07/111) Минфин России обращает внимание на следующее: корректировка счета 7 210 06 000 происходит только в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного ранее при изменении типа учреждения. Это и понятно, ведь стоимость имущества, приобретенного в рамках деятельности в сфере ОМС после изменения типа учреждения, отражать на счете 7 210 06 000 не нужно. Если такое имущество и попадает под критерии особо ценного, учреждение все равно имеет право распоряжаться им самостоятельно, т. к. оплата происходила за счет средств ОМС, а не за счет средств учредителя.
Нематериальные активы
Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения (НМА) учитываются на счете 0 102 20 000.
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
|||||||||||||
Принятие к учету (п. 15 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
1. Принятие к учету положительных |
0 102 20 320 |
0 106 22 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
2. Принятие к учету НМА по первоначальной |
0 102 20 320 |
0 106 22 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
3. Принятие НМА в рамках расчетов между |
4 102 20 320 |
4 304 04 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
4. Принятие к бухгалтерскому учету безвозмездно полученных НМА |
|||||||||||||||
(отражается по первоначальной стоимости): |
|||||||||||||||
- при закреплении права оперативного |
4 102 20 320 |
4 401 10 180, |
|||||||||||||
- при получении от резидентов РФ и |
2 102 20 320 |
2 401 10 180 |
|||||||||||||
- при безвозмездном получении от |
2 102 20 320 |
2 401 10 152, |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
5. Принятие к учету НМА, выявленных при |
0 102 20 320 |
0 401 01 180 |
|||||||||||||
Внутреннее перемещение, передача в эксплуатацию (п. 16 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
6. Внутреннее перемещение НМА между |
0 102 20 320 |
0 102 20 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Накладная на внутреннее перемещение объектов основных |
|||||||||||||||
средств (ф. 0306032) |
|||||||||||||||
7. Передача в учреждении НМА в эксплуатацию |
0 102 20 320 |
0 102 20 320 |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006). Кроме того, |
|||||||||||||||
материально ответственного лица |
|||||||||||||||
Выбытие (п. 17 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
8. Списание с учета по балансовой стоимости |
0 104 29 420, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о списании объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033) |
|||||||||||||||
9. Передача НМА в рамках расчетов между |
0 304 04 320 |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
10. Передача НМА в соответствии с законодательством РФ безвозмездно: |
|||||||||||||||
- передача НМА органу власти, |
0 401 20 241, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
- передача НМА в соответствии с |
2 401 20 240, |
2 102 20 420 |
|||||||||||||
- вложение НМА в уставной капитал |
2 104 29 420, |
2 102 20 420 |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||
11. Выбытие НМА при их продаже (передаче |
0 104 29 420, |
0 102 20 420 |
|||||||||||||
Уценка (дооценка) (п. 18 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
12. Отражение суммы уценки (дооценки) |
0 401 30 000, |
0 102 20 420, |
|||||||||||||
Перечень особо ценного имущества
174-й ФЗ регламентирует, каким образом могут составляться перечни имущества, операции с которым требуют согласования с учредителями. К примеру, госорганы, являющиеся учредителями автономных предприятий, имеют все права по формированию таких перечней и включают в них позиции, числящиеся в федеральном бюджете.
Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Для федеральных автономных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
- насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
- насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
- соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
- в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Движимое имущество: необходимость
Исходя из законов, перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения включает все позиции, оцениваемые в сумму 200-500 тысяч российских рублей. Для расчета берут стоимость баланса. В некоторых ситуациях ограничительной величиной, планкой выбирают стоимость, установленную фед. органами госвласти, являющейся учредителем предприятия.
Если некоторое имущество под указанное условие не подпадает, но считается жизненно необходимым для предприятия (автономного, от бюджета), если оно нужно ради ведения уставной деятельности, а отсутствие затруднит работу юрлица, его можно назвать особо ценным движимым имуществом учреждения. Сюда же причисляют позиции, подпадающие под первый пункт декларированного правительственного Порядка под регистрационным номером 538.
Особо ценное движимое имущество.
В отношении АУ федеральное законодательство определяет особо ценное движимое имущество как движимое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (абз. 1 ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Перечни такого имущества утверждают соответствующие органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя АУ, с учетом положений Постановления № 538[12]. При этом перечни могут устанавливаться категориально в отношении всех автономных и бюджетных учреждений, подведомственных тому или иному органу-учредителю, либо в отношении определенных учреждений. В последнем случае перечень может содержать конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и пр.