Что такое транспортый налог согласно 28 главе НК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое транспортый налог согласно 28 главе НК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ такие источники формирования территориальных дорожных фондов как «налог на пользователей автомобильных дорог» и «налог с владельцев транспортных средств» (см. ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорож-ных фондах в Российской Федерации») заменяются транспортным налогом.

Что представляет собой транспортный налог?

Прежде всего следует отметить, что введение транспортного налога взамен налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств как источника формирования дорожных фондов, безусловно, носит справедливый характер.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 дорожные фонды в основном пополнялись за счет налога на пользователей автомобильных дорог. Плательщиками его выступали «предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осу-ществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица; филиалы и другие анаогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет» (пункт1 статьи 5 Закона от 18.10.1991 № 1759-1 ).

При этом ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливалась в размере:

  • 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), или
  • 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Таким образом, налог платили все предприятия, независимо от наличия у них транспортных средств. При этом чем больше у организации была выручка, тем большими суммами она была обязана поддерживать транспортные фонды.

Теперь плательщиками налога становятся только владельцы транспортных средств. То есть в общем смысле обязанность формировать дорожные фонды теперь возлагается на лиц, извлекающих прибыль из эксплуатации транспортных коммуникаций.

Понятие транспортного налога значительно шире и налога на пользователей автомобильных дорог, и налога с владельцев транспортных средств. Если ранее целью налогов было поддержание автомобильных дорог, а объектами обложения налогов с владельцев транспортных средств выступали только автомобили, в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения транспортным налогом выступают все транспортные средства и, следовательно, сам налог рассматривается как средство поддержки всех транспортных коммуникаций.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы, устанавливаемый ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, аналогичен по схеме порядку определения налоговой базы по налогу с владельцев транспортных средств, который содержался в ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1.

Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше — как единица транспортного средства.

Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Статья 361. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно 3,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно 5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) включительно 7,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1

Читайте также:  Налоговый вычет на ребенка в 2023 году льгота по НДФЛ предельная сумма

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74
кВт) включительно 2

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до
110,33 кВт) включительно 4

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до
147,1 кВт) включительно 5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) включительно 6,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой
лошадиной силы) 2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой
лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные
средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью
двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной
силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых
определяется валовая вместимость (с каждой регистровой
тонны валовой вместимости) 20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие
двигатели (с каждой лошадиной силы) 25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого
килограмма силы тяги) 20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не
имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Что такое транспортный налог?

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев транспортных средств. Транспортными средствами считаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, гидроциклы, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства.
Не все транспортные средства являются объектами налогообложения. К примеру, существуют следующие исключения:
— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил
— транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом
Полный список исключений указан .
Плательщиками транспортного налога являются как физические, так и юридические лица.

Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем?

Если транспортное средство поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году.

Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. . Месяц регистрации считается полным, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если автомобиль снят с регистрации после 15-го числа.
К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

  • в отношении каждой категории ТС;
  • с учетом экологического класса ТС;
  • с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Статья 359. Налоговая база

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Читайте также:  Нужно ли платить налог при продаже квартиры полученной по наследству от бабушки

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Как работают налоговые льготы в России

Налоговые льготы – это «скидка» по уплате налогов, которая представляется некоторым категориям граждан на основании подтверждающих документов. Некоторые россияне полностью освобождены от налогообложения, например, пенсионеры не уплачивают налог на имущество, а инвалиды I группы – налог на транспортное средство.

Налоговые льготы предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Федеральные налоговые льготы предусмотрены пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса России, а категории россиян указаны в статье 407 НК РФ.

Стоит отметить, что регионы имеют право расширить категории граждан, которые могут оформить льготы, или увеличить размер льготы, но не сокращать их.

В большинстве случаев для оформления льготы требуется подать заявление в налоговый орган. Если заявление не подать, то налоговая льгота представляться не будет.

Налог на транспортные средства является обязательной составляющей базы налогообложения всех цивилизованных стран. Этот платёж относится к региональным налогам и сборам, размер которых устанавливается в каждом регионе отдельно. В компетенцию региональных властей также входит принятие постановлений, учреждающих льготы по транспортному налогу. В НК РФ транспортный налог описывается в главе 28, в которой регламентируются все основные положения этого вида налогообложения.

Комментарий к Статье 356 НК РФ

Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. Соответствующие изменения были внесены в Закон о дорожных фондах в РФ и в Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Систему налогов и сборов в Российской Федерации составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. До 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен в ст. ст. 19, 20, 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы). Перечень налогов и сборов, который содержится в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ, вводится в действие с момента признания указанного Закона утратившим силу (ст. 32.1 Закона N 118-ФЗ).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ Закон об основах налоговой системы утрачивает силу с 1 января 2005 г.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории РФ.

Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона N 110-ФЗ из перечня федеральных налогов были исключены налоги, служившие источниками образования дорожных фондов (пп. «м» п. 1 ст. 19 Закона об основах налоговой системы), а в перечень региональных налогов включен транспортный налог (пп. «ж» п. 1 ст. 20 Закона об основах налоговой системы). Кроме того, п. 1 ст. 14 НК РФ, предусматривающий систему региональных налогов, дополнен пп. 3 «транспортный налог».

Таким образом, транспортный налог является региональным налогом, а сама гл. 28 НК РФ расположена в разд. IX НК РФ, определяющем систему региональных налогов и сборов в РФ.

Комментируемая статья предусматривает порядок установления и введения в действие транспортного налога.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщик и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части элементов налогообложения законодательные (представительные) органы субъекта РФ, принимая региональный закон о транспортном налоге, могут устанавливать иные ставки транспортного налога в пределах ставок, предусмотренных гл. 28 НК РФ, свой порядок и сроки уплаты налога.

До 2006 г. региональные власти могли устанавливать и собственные формы отчетности по транспортному налогу. Однако в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ, с 1 января 2006 г. форма отчетности по транспортному налогу устанавливается не субъектами РФ, а Минфином России.

Кроме того, согласно ч. 3 комментируемой статьи в законе субъекта РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В отношении льгот по транспортному налогу Письмом МНС России от 6 ноября 2002 г. N НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) транспортный налог определен в качестве регионального налога. Учитывая это, а также положения ст. 12 Кодекса, ст. 356 Кодекса определено, что транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте также:  Какого числа приходит доплата к пенсии по потере кормильца в Московской области

Учитывая региональный характер налога, ст. 356 Кодекса к их компетенции также отнесены вопросы, касающиеся определения налоговых ставок по транспортному налогу в пределах, установленных ст. 361 Кодекса, порядка и сроков его уплаты, утверждения форм отчетности по транспортному налогу, а также установления налоговых льгот, оснований и порядка.

Практика введения гл. 28 «Транспортный налог» Кодекса в 2003 — 2005 гг. показала неоднозначность ее применения в различных субъектах Российской Федерации. Наиболее проблемным и неоднозначно решаемым являлся вопрос, касающийся порядка и сроков уплаты транспортного налога.

В силу неопределенности положений ст. 363 Кодекса, предусматривающей уплату транспортного налога и представление налогоплательщиками, являющимися организациями, налоговой декларации по данному налогу в сроки, определяемые законами субъектов Российской Федерации, а также вручение налогового уведомления налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, налоговыми органами в течение налогового периода (не позднее 1 июня года налогового периода), в большинстве субъектов Российской Федерации были приняты законы, предусматривающие установление авансовых платежей по транспортному налогу и (или) возможности уплаты всей суммы налога в течение налогового периода.

В первую очередь это обусловливалось бюджетными интересами территорий и желанием ряда субъектов Российской Федерации получить доход от уплаты транспортного налога, не дожидаясь сроков окончания налогового периода по транспортному налогу, для решения социальных и экономических программ.

Неопределенность в вопросе соответствия региональных законов федеральному законодательству усугубилась неоднозначностью судебной практики при рассмотрении вопросов, касающихся законности начисления пеней в отношении налогоплательщиков, которые в силу регионального законодательства несвоевременно уплачивали авансовые платежи по транспортному налогу или сам налог в течение налогового периода.

Особенности льготы по транспортному налогу

Уплата транспортного налога не предусмотрена для владельцев моторных лодок с двигателями, мощность которых мене 5 л.с., и транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Другие льготные категории граждан и транспорта перечислены в ст. 361.1. НК РФ «Транспортный налог». Чтобы получить льготу по уплате транспортного налога гражданин обязан предоставить в соответствующий налоговый орган заявление с подтверждающими документами.

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога считается календарный год. Для предприятий, являющихся владельцам транспортных средств, в налоговые периоды входят первый, второй и третий квартал. Уведомление об уплате транспортного налога должно быть выслано налогоплательщику не позднее, чем за 30 дней до окончания крайнего срока оплаты.

Статья 357. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Другие формы налогообложения транспорта

Помимо транспортного налога существуют и другие, менее распространенные налоги на доходы физических и юридических лиц, которые приходится платить владельцам ТС в определенных случаях:

  • Автоналог на ввоз в РФ. Как и любой другой товар, ввозимый на территорию страны, транспортное средство облагается внутренним косвенным налогом – НДС. Ставка НДС для транспорта является стандартной для данного налога и составляет 20% от суммы.
  • Налог на выигрыш автомобиля. Выигрыш в лотерею не обеспечивает абсолютно бесплатного получения автомобиля. Счастливчик обязан часть выигрыша в стоимостном выражении отдать государству в виде налога. Сумма и порядок оплаты зависит во многом зависит от вида лотереи, ее организатора, а также стоимости приза.

Налоговая система России уже много лет находится в стадии реформы, и сфера транспорта не является исключением – постоянно в различные периоды появляются новые изменения. Как правило, они нацелены на ужесточение налогового бремени и улучшение окружающей среды и дорожной ситуации. Поэтому, если вы желаете в скором времени приобрести транспортное средство или находитесь в процессе разрешения спорной ситуации, полезно знать все тонкости, касающиеся данного налога.

Транспортный налог регулируется не только НК, но и законами субъектов РФ.
Местное законодательство вправе самостоятельно устанавливать налоговые ставки, однако, их право ограничено п. 2 ст. 361 НК.

Также Налоговый кодекс не устанавливает перечень и основания для льготного налогообложения, снова делегируя это право региональному законодательству.

Объекты налогообложении приведены в ст. 358 НК в виде списка. Также есть особый список транспорта, который не является объектом налогообложения .

Перечень этих ТС приведен в п. 2 ст. 358. Для определения налоговой базы необходимо руководствоваться ст. 359 НК.

Согласно этой статье, база для налогообложения определяется в отношении транспорта с двигателем – мощность в л.с. Исключение воздушный транспорт.

Интересна позиция законодателя относительно налогообложения индивидуальных предпринимателей. Согласно НК, индивид. предприниматели не выделены в отдельный раздел плательщиков.

Поскольку закон связывает факт наступления обязанности по уплате налога с регистрацией транспортного средства, то ИП платят данный налог как физические лица. Разъяснение этой позиции было дано в Пост. 11 Арбитр. Суда от 19.03.2015.

Что говорится о льготах

Налоговый льготы выделенные в отдельную статью приводятся в ст. 361.1. Налогового кодекса. Необходимо помнить тот факт, что установление льгот по данному виду налога отдано в руки регионального законодательства, поскольку транспортный налог идет в бюджет субъектов РФ.

Следовательно, все основные льготы для физических лиц и предприятий определяется в местных законодательных актах.

В Налоговом кодексе отражена только одна льгота связанная с большими автомобилями.

Есть несколько условий, для того чтобы налогоплательщик мог воспользоваться данной льготой:

  • автомобиль должен иметь РММ более 12 т;
  • автомобиль должен быть зарегистрирован в реестре ТС системы взимания платы.

Плата взимается с тяжелых автомобилей, которые причиняют наибольший урон дорогам общего пользования.

Для таких налогоплательщиков расчет налога осуществляется соразмерно плате в счет возмещения вреда. Другими словами, налог не придется оплачивать лишь при условии что плата за вред равна или превышает исчисленную сумму налога на данное транспортное средство.

В случае, когда сумма налога больше, чем плата за возмещение вреда, то льгота предоставляется на сумму платы. Сумма, превышающая данный платеж подлежит уплате в бюджет.

Также к льготам по налогообложению можно отнести перечень транспорта в п. 2 ст. 358. В частности, не облагаются транспортным налогом:

  • лодки на веслах или лодки, мотор которых менее 5 л.с.;
  • автомобили оборудованные для управления инвалидами;
  • автомобили мощностью до 100 лс, которые были получены через органы соц.защиты;
  • сельскохозяйственная техника, которая зарегистрирована в установленном законом порядке на производителей сельхозтоваров;
  • авиация медицинской и санитарной службы.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...