Автономные учреждения: особенности организации учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автономные учреждения: особенности организации учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.

Особенности в автономных учреждениях учетной политики

Законодательно установлено, что предписания положений по бухучету на АУ не действуют. Они работают на основании специальных нормативных документов, установивших единые методологические правила.

В АУ необходимо учитывать обособленно:

  1. Средства, которые представляют собой субвенции и субсидии. Произведенные за их счет расходы также учитываются отдельно.
  2. Доходы и издержки, образование которых происходит в процессе хозяйственной деятельности.
  3. Недвижимое и особо дорогое имущество, которое фундируется АУ учредителем и закрепляется за ним, пока организация функционирует. Также ОС, закупленные за счет вложенных им (учредителем) денежных средств.

Учетная политика АУ складывается, основываясь на особенности их структуры, принадлежности к определенной отрасли, выполняемых полномочий. Ее построение должно обеспечить бухучет рациональный и эффективный, соизмеримый с масштабами и возможностями АУ. Приказом касательно учетной политики, происходит принятие:

  1. Рабочего плана счетов, в котором указываются все необходимые счета.
  2. Методов, на основании которых производится оценивание имущества и обязательств.
  3. Порядка их инвентаризации.
  4. Правил обработки информации по учету и особенностей документооборота.
  5. Форм и бланков первичного учета. В них должны отмечаться реквизиты, предусмотренные инструктивными материалами.
  6. Построение внутреннего аудита и финансового контроля.

Правила учёта бюджетных средств

Счета бухучёта состоят из трёх групп:

  • активных — где отражаются активы предприятия;
  • пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
  • комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.

Кроме государственных и отраслевых законов, в организации бухгалтерского учёта бюджета нужно опираться на нормы Федеральных стандартов бухучёта (ФСБУ). Они также устанавливают базовые нормы для формирования и эффективного ведения учёта.

Федеральные стандарты бухучёта регулярно пересматривают. Некоторые из них пришли на замену Правилам ведения учёта. В 2022 году вступили в силу следующие ФСБУ:

  • 25/2018 — для бухучёта аренды;
  • 6/2020 — для ОС;
  • 26/2020 — для капитальных вложений;
  • 27/2021 — для бухгалтерских документов и документооборота.

Однако на автономные учреждения не распространяются некоторые ограничения, предусмотренные Налоговым кодексом для бюджетников. Это касается, например, запрета перевода бюджетных учреждений на упрощенную систему налогообложения. Для автономных учреждений (при условии соответствия критериям для такого перехода) такого запрета теоретически нет. Конечно, для крупных автономных учреждений такой перевод неприемлем из-за ограничения по численности или обороту денежных средств. По этому поводу было издано Письмо Минфина России от 28 июля 2008 г. N 03-11-03/15, содержащее разъяснения о применении такого режима для автономных учреждений. В документе чиновники анализируют гражданское и бюджетное законодательства и делают выводы, что автономные учреждения имеют право применять упрощенную систему налогообложения. На основании п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса величина предельного размера доходов (15 млн руб.), ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары, работы или услуги в Российской Федерации за предыдущий год. Коэффициент-дефлятор на 2009 г. — 1,538 — установлен на основании Приказа Минэкономразвития России. Итого величина предельного размера доходов составляет 23 070 000 руб. При этом суммы целевых средств не участвуют в подсчете доходов.

На автономные учреждения не распространяются и особенности ведения налогового учета, предусмотренные ст. 321.1 Налогового кодекса. В этой статье для бюджетных учреждений предусмотрена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов, полученных и произведенных в рамках целевого финансирования, и других доходов (расходов), особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, иные особенности.

Внимание! Независимо от методов налогообложения в организации (общее налогообложение или упрощенная система) учет целевого финансирования ведется отдельно от других видов деятельности.

Итак, среди основных особенностей налогообложения автономного учреждения можно назвать безвозмездную передачу основных средств автономным учреждениям, которая не должна облагаться налогом на добавленную стоимость (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при безвозмездной передаче основных средств автономным учреждениям организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, этот налог не уплачивают. Также имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, не относится к доходам при исчислении налога на прибыль (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, средства, выделяемые автономным учреждениям в форме субсидий, признаются средствами целевого финансирования и не относятся к доходам, облагаемым налогом на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В составе доходов автономного учреждения не учитывается стоимость основных средств, безвозмездно полученных от органов исполнительной власти, и средств, выданных в форме субсидий (хотя в Законе N 174-ФЗ в качестве источника финансирования упоминаются не только субсидии, но и субвенции, Бюджетный кодекс не предусматривает такой источник финансирования деятельности автономных учреждений. Под субвенциями понимается исключительно вид межбюджетных трансфертов).

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

Как бюджетные и автономные учреждения могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом?

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.
Читайте также:  Какие налоги платят с больничного листа в 2023 году

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

  • руководителем;
  • коллективом наблюдательного совета;
  • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

  • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
  • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
  • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
  • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
  • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
  • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
  • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
  • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
  • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

Право автономного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность

Основной интерес действующих бюджетных организаций в преобразовании их в автономные учреждения заключается в возможности оказывать услуги, относящиеся к их основной уставной деятельности (научной, образовательной и пр.), за плату и использовать полученные средства на развитие основной деятельности, в том числе на достойную заработную плату сотрудников. При этом учреждение совершенно самостоятельно в определении направлений использования доходов (соответствующих уставным целям), соотношений распределения использования средств на стимулирование труда работников, совершенствование процесса оказания услуг и выполнения работ, приобретение оборудования, например лабораторного, ремонт помещений и пр. При этом традиционный для бюджетных организаций контроль за использованием средств со стороны органов финансового контроля, например вышестоящего государственного органа — распорядителя бюджетных средств, в отношении автономных учреждений осуществляется только в отношении бюджетных средств, выделенных для исполнения государственного задания. Как мы отмечали выше, доходы, полученные автономным учреждением от оказания платных услуг, бюджетными средствами не являются. В результате преобразований выиграют прежде всего учреждения с квалифицированным кадровым составом, прочной материальной базой, грамотной кадровой политикой, востребованностью услуг, честным руководителем, болеющим за дело процветания учреждения. И, напротив, трудовому коллективу и организации в целом не повезет, если победят корысть и несправедливость в распределении заработанных коллективом средств.

Уставная деятельность некоммерческой организации в виде оказания услуг за плату не является предпринимательской деятельностью: организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Члены трудового коллектива — работники, а не участники организации, а расходы на заработную плату — затраты, которые входят в себестоимость оказываемых услуг.

Автономные учреждения: особенности организации учета

С 2012 года перед образовательными учреждениями встанет вплотную вопрос о выборе типа учреждения. Анализ действующих норм показывает, что самый непростой переход – на автономный тип. Как организовать учет в данном случае? Об этом – в статье.

Итак, начнем с того, что правовые положения автономных учреждений были определены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Согласно статье 2 указанного нормативного акта, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов госвласти (органов местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, а также в иных сферах в случаях, установленных законами.

Таким образом, автономное учреждение может вести как деятельность, финансируемую за счет бюджетных средств (субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции, средства медицинского страхования), так и приносящую доход деятельность.

После того как Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в упомянутый Закон № 174-ФЗ был внесен ряд существенных изменений, правовое положение автономных и бюджетных учреждений максимально сблизилось. В частности, бюджетным учреждениям предоставлены дополнительные права принятия самостоятельных решений по использованию собственных денежных средств, а аналогичные права автономных учреждений несколько ограничили.

Практически совпадают определения бюджетного и автономного учреждений, приведенные в федеральных законах № 7-ФЗ и № 174-ФЗ. Бюджетное и автономное учреждения отвечают по своим обязательствам имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного за счет выделенных учредителем средств.

Единые подходы установлены законодательством и для формирования государственного и муниципального задания в отношении автономных и бюджетных учреждений.

Также имеется практически полное сходство в части определения источников финансового обеспечения основной деятельности учреждений – это субсидии из соответствующего бюджета (определяемые на основании утвержденного норматива) и иные не запрещенные федеральными законами источники.

Но отличия все же есть, и некоторые из них довольно-таки существенны.

Для выявления преимуществ выбранной организационно-правовой формы сравним правовой режим автономного и бюджетного учреждения. Так как правовое положение последнего также распространено среди учебных заведений.

В настоящее время основные различия между автономными и бюджетными учреждениями можно свести к следующим элементам.

Сфера деятельности учреждений.
Перечни основных сфер деятельности, в которых автономные и бюджетные учреждения могут осуществлять свою деятельность, совпадают.

Однако для бюджетных учреждений указанный перечень, по существу, является открытым, автономные учреждения же могут заниматься деятельностью, прямо не указанной в Федеральном законе № 174-ФЗ, только в том случае, если они указаны в других законах.

Создание органов управления. В отличие от бюджетного, в автономном учреждении должен создаваться наблюдательный совет, которому в том числе и предоставлено право совершения крупных сделок.

Заключение коммерческих договоров на поставку товаров, работ и услуг. На автономные учреждения требования Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94ФЗ (Закона о госзакупках) не распространяются. То есть процедура заключения договоров существенно упрощена, а ограничения практически отсутствуют. Следовательно, при заключении договоров автономные учреждения руководствуются нормами гражданского законодательства.

Привлечение заемных средств. Для бюджетных учреждений могут устанавливаться ограничения по привлечению займов и кредитов. В отношении автономных учреждений аналогичная норма не установлена.

Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения (при условии, что учреждение не имеет филиалов и представительств). Бюджетные учреждения этот специальный налоговый режим применять не могут (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). На это обратили внимание и финансисты в письме от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.

А вот на уплату ЕНВД не могут быть переведены учреждения образования, здравоохранения и соцобеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание данных услуг является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями. В данном случае запрет на применение ЕНВД соотносится со сферой деятельности учреждения, а не с его организационно-правовой формой.

Читайте также:  Региональная надбавка к пенсии в Москве в 2023 году

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации и ведении бухучета в учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Она устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета активов и обязательств учреждений всех организационно-правовых форм (казенные, бюджетные и автономные), а также определяет особенности учета в учреждениях, обусловленные их правовым статусом и спецификой использования источников финансирования различных видов деятельности.

Применительно к автономным учреждениям нормы Инструкции № 157н детализированы в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

Учет в автономных учреждениях организуется и ведется на основе учетной политики учреждения, в которой рекомендуется раскрывать организационные и методологические аспекты.

>/Все, кто оформит подписку на журнал на 2012 год, получат доступ к сервису «Учетная политика 2012». Она включает в себя программу-составитель, которая поможет создатьэтот важный документ без лишних хлопот и с учетом нововведений./

Так как одна из основных целей бухучета – обеспечение заинтересованных пользователей необходимой информацией, при организации учета следует учитывать требования по группировке и детализации данных для целей бухгалтерской отчетности, то есть руководствоваться требованиями Инструкции о бухгалтерской отчетности учреждений (приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н).

Основным отличием бухучета в автономных учреждениях (по сравнению с казенными и бюджетными), на наш взгляд, является то, что здесь в номерах счетов бухгалтерского учета не применяются коды поступлений и выбытий. Вместо них рекомендовано использовать коды (определяемые каждым автономным учреждением или вышестоящим (либо финансовым) органом для группы учреждений), используемые в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Это обстоятельство следует учитывать также при организации учета операций по санкционированию расходов (пятый раздел Плана счетов бухгалтерского учета) и составлении бухгалтерской отчетности.

Коды КОСГУ – в номерах счетов для учета расходов и затрат могут применяться так же, как и в бюджетных учреждениях.

Как заполнять разд. 1 отчета о результатах деятельности и использовании имущества? Какая исходная информация потребуется для этого?

В разделе 1 отчета указываются общие сведения об учреждении. Согласно п. 6 Требований № 114н здесь нужно прописать:

исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и иных видов);

перечень услуг (работ), предоставляемых за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, и категории потребителей услуг (работ);

перечень разрешительных документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность;

число штатных единиц учреждения (вписываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников на начало и конец отчетного года, а если данное число менялось, указываются причины изменений);

среднюю зарплату сотрудников учреждения.

Также потребуется раскрыть состав наблюдательного совета автономного учреждения – Ф. И. О. и должность каждого члена совета (п. 3 Правил № 684).

Это основная информация, которую должно указать учреждение в разд. 1. Орган-учредитель может включить в форму отчета дополнительные строки и таблицы.

Сведения, необходимые для заполнения отчета, берутся из устава АУ, свидетельства о его государственной регистрации, лицензий (если учреждение осуществляет лицензируемый вид деятельности), правового акта органа-учредителя или самого АУ, который регулирует предоставление платных услуг, правового акта учредителя о назначении членов наблюдательного совета АУ, штатного расписания учреждения и расчетных ведомостей.

При заполнении отчета за 2019 год в разд. 1 понадобится указывать больше информации. Согласно Приказу Минфина РФ от 26.12.2018 № 287н (далее – Приказ № 287н), который с 01.01.2020 вносит изменения в Требования № 114н, в отчете нужно будет отразить установленную штатную численность и фактическую численность на начало и конец года. Кроме того, придется детализировать среднюю зарплату – отдельно по группам руководителей, заместителей руководителей и специалистов.

Учреждениям, исполняющим государственные функции или наделенным полномочиями по обеспечению деятельности федеральных органов – учредителей, нужно будет раскрывать еще и количество структурных подразделений, штатных единиц, задействованных в основной деятельности, а также осуществляющих правовое, кадровое, административно-хозяйственное, информационно-техническое обеспечение, ведущих бухучет, делопроизводство, и вакантных должностей (на начало и конец отчетного года).

Что включать в разд. 2 отчета о результатах деятельности автономного учреждения?

Результаты деятельности учреждения характеризуются следующими данными:

Результат деятельности

Основание для включения информации в отчет

Исполнение государственного (муниципального) задания

Абзац 6 п. 7 Требований № 114н, пп. «а» п. 3 Правил № 684

Выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию

Подпункт «б» п. 3 Правил № 684

Изменение балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов

Абзац 2 п. 7 Требований № 114н

Сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей

Абзац 3 п. 7 Требований № 114н

Изменение дебиторской (в том числе нереальной к взысканию) и кредиторской задолженности (в том числе просроченной)

Абзац 4 п. 7 Требований № 114н

Изменение цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям, а также средняя стоимость таких услуг

Абзац 8 п. 7 Требований № 114н, пп. «г» п. 3 Правил № 684

Общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами учреждения (в том числе платными)

Абзац 9 п. 7 Требований № 114н, пп. «в» п. 3 Правил № 684

Сумма доходов, полученных от оказания платных услуг

Абзац 5 п. 7 Требований № 114н

Прибыль после налогообложения

Подпункт «к» п. 3 Правил № 684

Суммы кассовых и плановых поступлений и выплат

Абзацы 12, 13 п. 7 Требований № 114н

Объем финансового обеспечения

Подпункты «ж», «з», «и» п. 3 Правил № 684

Абзац 10 п. 7 Требований № 114н

Для заполнения данного раздела потребуются данные из отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, плана финансово-хозяйственной деятельности и отчета о его исполнении, соглашений о предоставлении субсидий, книги жалоб и др.

Кто должен утверждать отчет о результатах деятельности и использовании имущества – руководитель автономного учреждения, наблюдательный совет АУ или учредитель?

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) и п. 10 Требований № 114н руководитель АУ должен представить отчет о результатах деятельности учреждения на рассмотрение наблюдательному совету. А тот, в свою очередь, должен дать рекомендации относительно данного документа (п. 2 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ). Иными словами, наблюдательный совет больше не утверждает названный отчет – этого полномочия он лишился еще в конце 2017 года (хотя далеко не все органы-учредители отразили данное изменение в своих порядках).

Теперь отчет о деятельности утверждает руководитель АУ, а органы управления (наблюдательный совет и учредитель) должны согласовать (либо не согласовать) документ, одобрив (или нет) работу учреждения. Например, в Арзамасском районе Нижегородской области прописали данную процедуру так (см. Постановление № 370).

Руководитель учреждения утверждает отчет и представляет его на согласование в отраслевой орган районной администрации. Отраслевой орган рассматривает отчет в течение десяти рабочих дней, следующих за днем его поступления, и согласовывает документ либо возвращает на доработку с указанием недостатков. В течение трех следующих рабочих дней учреждение должно устранить эти недостатки и снова подать на согласование утвержденный руководителем отчет.

Правила утверждения отчета, представленного обособленным подразделением, осуществляющим полномочия по ведению бухгалтерского учета, не изменились. В силу п. 10 Требований № 114н такой отчет утверждается руководителем указанного подразделения, а затем представляется головному учреждению на согласование. Автономное учреждение должно рассмотреть отчет, поступивший от обособленного подразделения, в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления документа, и согласовать его либо отправить на доработку, указав причины возврата.

Читайте также:  Несчастные случаи в 2023 году

Учет в автономных учреждениях: бухучет основных средств и наличного имущества

Важно! Во внутренний план счетов АУ позволено вносить добавочные коды (аналитические), которые должны обеспечить формирование объективной информации по бухучету, доступной те только пользователям внутри АУ, но и внешним.

Пятый документ вводит и описывает институт оценки долговой нагрузки публичных правовых образований страны.

В данной статье авторы осветили проблему в организации достоверного учета нефинансовых активов в разрезе материалов в автономном учреждении. Были рассмотрены порядок отражения движения различного вида материалов на примере конкретного автономного учреждения культуры с учетом специфики его текущей деятельности.

Учет поступления целевого финансирования может осуществляться по методу начисления или по факту поступления средств.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами.

Для осуществления своей деятельности любая автономная организация должна быть обеспечена определенным комплектом экономических ресурсов, не только трудовыми и финансовыми, но и в особенности материальными [2, с. 160].
Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при организации и ведении бухучета в учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов (приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).

Программный продукт «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8» включает технологическую платформу «1С:Предприятие 8» и прикладное решение (конфигурацию) «Бухгалтерия автономного учреждения».

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Основная сфера работы — образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Связано это с принятием федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с ним с 1 января 2011 года типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Учет в автономных учреждениях: бухучет основных средств и наличного имущества

Все операции, касающиеся ОС учреждения, находят отражение в учете в полном соответствии с предписаниями, содержащимися в инструктивных материалах, и на основе первичной документации.

Поступление ОС сопровождается заметками:

Дебет Кредит
0 101 00 000

0 101 12 …

0 101 13 …

0 106 11 000 Новостройки и вновь построенные сооружения к учету приняты
0.101 00 000;

От 0 101 22 …

До 0 101 25 …;

От 0 101 32 …

До 1 101 37 …

0 106 00 000

0 106 21 …

0 106 31 …

Взятие ОС (кроме недвижимого имущества) на учет
0 101 00 000

0 101 150 …;

От 0 101 22 …

до 0 101 28 …

От 0 101 32 …

До

0 101 37 …

0 106 11 …

0 106 31 …

Рост стоимости ОС (балансовой) после проведенной реконструкции, дооборудования, достройки
0 101 00 000

От 0 101 11 …

До 0 101 13 …;

101 16 000;

От 0 101 22 …

До 0 101 27 …;

От 0 101 32 …

До 0 101 37 …

0 401 10 180 Признание и оприходование ОС, выявленных как ранее неучтенных. Обнаружены при проведении инвентаризации

Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Целью написания является поиск путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере бюджетного учреждения – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Горная средняя общеобразовательная школа» ( сокращенное наименование МОУ «Горная СОШ»)

Актуальность и цель определили следующие задачи: показать место экономического анализа хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией, выявить особенности экономического анализа деятельности бюджетных учреждений образования, дать характеристику основных показателей деятельности организации, провести динамику анализа финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Горная СОШ», рассмотреть особенности факторного анализа основных показателей работы по МОУ «Горная СОШ, рассмотреть направления улучшения финансового состояния учреждения за счет предпринимательской деятельности;

Объектом исследования является хозяйственная деятельность МОУ «Горная СОШ» за 2007-2009 год. Предметом исследования является финансовые и экономические отношения, отражающие механизм хозяйственной деятельности бюджетных организаций.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...