Кто может быть принимающей стороной при постановке на миграционный учет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может быть принимающей стороной при постановке на миграционный учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

По общему правилу (не учитываем регистрацию по месту пребывания в гостиницах, спец. учреждениях и т.д.), иностранный гражданин обязан оформить миграционный учет в течение 7 рабочих дней с даты въезда в РФ.

Какие документы нужны для временной регистрации иностранца

Для того, чтобы оформить разрешение на длительное пребывание, подготовить документы понадобится как иностранцу, так и принимающей стороне. В качестве последней могут выступать и физические, и юридические лица, предоставляющие жилье в аренду. Во всех случаях перечень требуемых бумаг универсален, однако способ их подготовки может разниться.

Гражданину иного государства необходимо будет предоставить:

  • паспорт и его ксерокопии;
  • нотариально заверенный перевод основного документа;
  • миграционную карту (кроме граждан Беларуси);
  • визу (при необходимости).

Для юридических и физических лиц существуют разные требования по необходимым бумагам.

Для юрлиц:

  • свидетельство о госрегистрации и пребывании на учете ФНС (Федеральная налоговая служба);
  • выписка из Росстата;
  • выписка из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), срок давности которой не превышает 40 дней;
  • паспорт руководителя компании;
  • договор об аренде недвижимости или документ, подтверждающий право собственности;
  • ксерокопия договора найма иностранца (если он приехал в Россию с целью заработка);
  • уведомление о прибытии, удостоверенное печатью компании.

Юрлицо не может принимать и регистрировать иностранцев без соответствующей государственной аккредитации. Физлицу понадобятся лишь копии документов о владении недвижимостью и разрешение на его сдачу в аренду.

Что может стать местом пребывания иностранца в России

Местом пребывания иностранного гражданина на территории России считается помещение, в котором он проживает. Это может быть жилое помещение (квартира), средство размещения (гостиница, апартаменты, санаторий, дом отдыха, турбаза), больница или офис (если он приспособлен к тому, чтобы в нем жили люди).

С апартаментами нужно иметь в виду, что регистрировать в них иностранных гостей можно, только если они гостиничного типа. Это важно в том случае, если хозяин рассматривает этот вид недвижимости как потенциальный способ заработать на аренде.

В некоторых случаях — например, в пограничной зоне, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия — регистрация иностранцев по месту жительства и их учёт по месту пребывания ведется в разрешительном порядке.

Что такое миграционный учет и для чего он необходим

Миграционный учет — фиксация и обобщение предусмотренных законом сведений о проживании, временном пребывании и транзитном передвижении в пределах Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», далее — Закон N 109-ФЗ). Его осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные отделения (п. 2 ч. 1 ст. 2 и ст. 11 Закона N 109-ФЗ).

В ст. 4 Закона N 109-ФЗ сформулированы цели миграционного учета:

  • возможность контролировать поток мигрантов, находящихся на территории России, а также управлять этим потоком — с одной стороны;
  • соблюдение прав и законных интересов как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства — с другой стороны. Так, иностранный гражданин, въехавший на территорию нашей страны в качестве трудового мигранта, может реализовать свое право на труд только после того, как встанет на миграционный учет, то есть обеспечит легитимность (законность) своего пребывания на территории нашей страны.

Уведомительный характер миграционного учета

Процедура постановки на миграционный учет представляет собой информирование (уведомление) территориального отделения Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Принимающая сторона должна заполнить бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 27 Правил).

Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Заметим, что она ничем не отличается от предыдущей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (образец заполнения уведомления приведен в статье «Миграционный учет иностранных граждан» («Зарплата», 2008, N 9)).

Читайте также:  Как разобраться в оборотно-сальдовой ведомости новичку правильно

Заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина работодатель — принимающая сторона должен представить в территориальное отделение ФМС России непосредственно либо по почте (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ и п. 22 Правил). Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомляем лично. Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил).

Уведомляем по почте. Если принимающая сторона решила отправить уведомление по почте, ей необходимо заполнить два экземпляра бланка уведомления, так как один из них останется на почте и будет там храниться в течение одного года (п. 27 Правил).

При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдаст отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил).

Документы уполномоченного. Сотрудник, уполномоченный работодателем подать уведомление о прибытии в территориальное отделение ФМС России или отослать его по почте (а также получить документы на иностранцев), обязан иметь при себе:

  • документ, удостоверяющий личность (п. 28 Правил);
  • доверенность (п. п. 1 и 5 ст. 185 ГК РФ).

Сроки постановки на миграционный учет

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный работник, не являющийся высококвалифицированным специалистом. Как уже было сказано выше, временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на миграционный учет в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20 Правил).

Поэтому, если срок командировки или служебной поездки работника превышает семь рабочих дней, работодатель обязан поставить его на миграционный учет в новом месте пребывания, то есть в месте его командирования. Если иностранный работник останавливается в гостинице, такая обязанность лежит на администрации гостиницы.

По окончании командировки, срок которой превышает 10 дней, по прибытии к месту работы работодателю вновь нужно будет поставить иностранного сотрудника на миграционный учет.

Если в командировку или служебную поездку направлен иностранный высококвалифицированный специалист. Для этой категории сотрудников действует другое правило — находиться в новом месте пребывания без постановки на миграционный учет они вправе в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ и п. 20(1) Правил).

Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания

С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.

Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.

В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:

  • работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
  • физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
  • больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
  • дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
  • исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
  • дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.

Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.

Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.

Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.

Основания снятия с учета ИГ следующие:

  • постановка на учет в другом месте пребывания;
  • прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
  • расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
  • отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
  • признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
  • установление факта фиктивности регистрации;
  • смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо действующих формулировок в законодательстве о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появились у них с 16.01.2019. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую принимают работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. По закону, работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, и сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не в состоянии проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.
Читайте также:  Медосмотр в 2023 году работников детского сада

Штрафы и наказания за просрочку или отсутствие данных

Любое нарушение миграционного законодательства влечет за собой последствия и для иммигранта, и для принимающей стороны.

Если иностранное лицо или лицо без гражданства нарушило правила въезда или пребывания в России, это может повлечь за собой штраф до 7 тысяч рублей (конкретная сумма зависит от субъекта страны) и принудительную депортацию с последующим запретом на въезд на территорию РФ.

Санкции в отношении российской стороны зависят от категории принимающего лица:

  • для физического лица – штраф от 2 до 5 тысяч рублей, привлечение к общественным работам или лишение свободы на срок до 3 лет (более суровое наказание предусмотрено при незаконной или фиктивной регистрации);
  • для должностного лица – штраф от 25 до 70 тысяч рублей, привлечение к общественным работам или лишение свободы на срок до 3 лет;
  • для юридического лица – штраф от 250 тысяч до 1 миллиона рублей, приостановка деятельности организации на срок до 90 дней.

Период постановки на миграционный учет для иностранцев в 2023 году

По правилам миграционного учета иностранцу дается срок для уведомления уполномоченной службы о прибытии. Сделать это нужно в течение 7 дней с момента пересечения государственной границы. После этого гость может оставаться в РФ 90 дней законно. Если виза в РФ выдана на многократной основе, это время в 90 дней считается суммарно в течение 180 дней нахождения в РФ.

По истечении 90 дней иностранец должен продлить право на проживание в стране, обратившись в ФМС РФ либо выехать с территории России. При оставлении в зарубежном государстве необходимо предоставить доказательства уважительной причины нахождения более длительный срок.

Ряд стран имеют особенные сроки для постановки на учет. Считать их нужно согласно предоставленному списку. В остальных случаях исключения не предусмотрены и принимается во внимание 7-дневный срок. Если иностранец не имеет намерения оставаться в стране более указанных сроком, то ему не нужно подавать уведомление в миграционный орган:

  • Республика Беларусь – 30 суток;
  • Кыргызстан – 30 суток;
  • Армения – 30 суток;
  • Таджикистан – 15 суток.

Наказания за нарушение правил миграционного учета в РФ в 2023 году

При порче или утере документа строгой отчетности иностранца или принимающего его резидента России ждут санкции в размере штрафа от 2 000 до 5 000 руб. по делу об административном нарушении. Размер наказания зависит от региона, в котором фактически находится лицо с зарубежным паспортом.

Максимальная санкция предусмотрена за нарушение миграционного режима в Москве и Московской области. Кроме того, такие действия грозят депортацией за пределы России с запретом на посещение страны в течение нескольких лет. На должностных лиц организаций, допустивших такие нарушения, налагаются штрафы от 35 000 до 70 000 руб., в зависимости от характера нарушений и субъекта РФ, где произошло событие.

На юридических лиц налагается ответственность в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. в отношении каждого иностранца, в отношении которого вовремя не осуществлена постановка на учет по прибытию в РФ. Также может быть введена приостановка коммерческой деятельности предприятия, остановка цехов, оборудования и др. на срок до 90 дней или до устранения обстоятельств, послуживших причиной введения таких мер.

Читайте также:  Сосед захватил часть земельного участка что делать если после межевания

Правила временного пребывания иностранцев в РФ

Въехать в нашу страну люди, являющиеся подданными других государств, могут как с предоставлением визы, так и без таковой.

Все основные вопросы, связанные с въездом в страну иностранца, пребыванием в ней, временной регистрацией по месту нахождения иностранного гражданина и её продлением регулируются действующим Федеральным законом № 115 Ф3.

В безвизовом режиме могут въезжать:

  1. Граждане стран входящих в СНГ.
  2. Граждане стран, с которыми заключён договор о безвизовом посещении ими РФ.
  3. Иностранцы, которыми получен вид на жительство в России.
  4. Иностранцы, которые обзавелись разрешением на временное проживание в РФ.
  5. Остальным категориям граждан других государств необходимо получить визу, дающую право въезда на территорию нашей страны.

Особенности миграционного учета граждан Белоруссии

Постановка на учет по месту пребывания белорусов имеет существенные особенности, поскольку между РФ и Белоруссией заключено соглашение «Об обеспечении равных прав граждан…» от 24.01.2006. В связи с этим белорусам не нужна миграционная карта в России, они могут свободно въехать в страну по национальному паспорту (равно как и россияне могут приехать в Беларусь по паспорту, без визы и оформления).

Соответственно, они не должны и вставать на учет. Однако для свободного передвижения по РФ гражданам Белоруссии отводится лишь 3 месяца. После того как этот срок истечет, они должны вставать на учет по месту пребывания в общем порядке, т. е. в течение 7 дней подать уведомление в МВД по месту пребывания (либо за них это делает принимающая сторона).

Порядок регистрации по месту жительства для граждан Белоруссии, прибывших на постоянное проживание в РФ и получивших документ, подтверждающий такое право, общий.

Особенности миграционного учета граждан Таджикистана

Порядок постановки на учет граждан из Таджикистана не отличается от общего, имеются различия лишь в сроке постановки на учет таких лиц. После прибытия в Россию им необходимо получить миграционную карту и подать уведомление о прибытии в МВД по месту пребывания в течение 15 дней. Как и другие иностранцы, граждане Таджикистана могут подать уведомление лично либо через принимающую сторону. Направлено оно может быть также почтой или через МФЦ.

Далее граждане Таджикистана имеют право проживать в РФ в течение 90 дней, после чего им придется либо легализовать свое пребывание, подав документы на РВП или ВНЖ, либо вернуться в Таджикистан. Вновь въехать в Россию можно будет по прошествии 3 месяцев после возвращения на родину.

***

Итак, иностранцы, пребывающие на территории РФ, обязаны встать на учет, направив в МВД уведомление об этом. Если же иностранный гражданин получает РВП или ВНЖ, он обязан зарегистрироваться по месту жительства. В случае невыполнения обязанностей по постановке на учет нарушители могут быть привлечены к административной ответственности и выдворены за пределы РФ с лишением права на повторный въезд в течение 5 лет.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Иностранцы».

Постановка на миграционный учет иностранцев в России

По закону человек не может быть лишен каких-либо прав на основании отсутствия регистрации. Однако сопроводительные подзаконные акты ограничивают доступ к социальным благам (трудоустройство, медицина, образование) для мигрантов, которые не стали в положенные сроки на миграционный учет. Кроме того, это карается также материально (в виде штрафов) и физически (путем административного выдворения).

В соответствии с законодательными нормами каждый иностранный гражданин, как и россиянин, обязан уведомить государственные органы о своем фактическом месте пребывания, или, говоря простыми словами, оформить временную прописку.

Постановка на учет осуществляется исключительно в целях информирования. Об уведомительном характере регистрации говорится практически во всех нормативных актах, при этом неважно, на каких основаниях (в визовом или безвизовом порядке) и в каких целях (работа, учеба, прохождение лечения, командировка, визит к родственникам и под.) мигрант приехал в Российскую Федерацию.

Стать на регистрационный учет можно разными способами – от личного посещения государственных органов до использования онлайн-ресурсов.

О сроках временной регистрации

Обобщая информацию о том, сколько делается регистрация по месту пребывания и в какие сроки ее необходимо оформить, мы хотим подчеркнуть следующее:

  • в течение 7 рабочих дней нужно стать на миграционный учет – правило актуально для мигрантов из практически всех стран мира, исключение есть для гостей из стран ЕАЭС (на процедуру отводится 1 месяц) и Таджикистана (15 суток);
  • 3 дня рассматриваются документы госорганами (7 дней в случае продления);
  • 90 дней – это максимальный срок, на который можно оформить временную прописку;
  • 1 год – на такой срок ее можно продлить при предоставлении трудового договора с работодателем.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...