Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В России институт судебных приставов в современном понимании был создан в ходе судебной реформы 1864 года в период правления императора Александра II и просуществовал до 1917 года. В обязанности приставов входило наблюдение за порядком и тишиной во время судебных заседаний. В годы советской власти эта функция была возложена на сотрудников милиции. Служба судебных приставов была возрождена в России в 1997 году, когда президент РФ Борис Ельцин подписал закон «О судебных приставах».

Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов в виде самостоятельного органа государственной власти была создана в России сравнительно недавно.

До 1997 г. судебные исполнители фактически состояли при судах и лишь в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) перестали относиться к судебной ветви власти.

Первоначально был образован Департамент судебных приставов, входивший в структуру Министерства юстиции РФ, который в рамках проводимой административной реформы в 2004 г. был упразднен. В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП России).

13 октября 2004 г. последовал указ Президента РФ № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердивший Положение о ФССП России.

ФССП России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Согласно общей концепции административной реформы Федеральная служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции РФ. Последнее в свою очередь относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России (см. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 72Ф). Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности данной службы.

Решения этого органа являются обязательными и незамедлительными для выполнения. Суд выдает взыскателю исполнительный лист, на основании которого возможно принудительное исполнение предписаний. Документ направляется судебному приставу по месту нахождения имущества должника и совершения исполнительных действий.

В течение трех дней должностное лицо обязано утвердить постановление о возбуждении производства и направить его ксерокопии сторонам.

Если ответчик или истец утверждают, что представитель ФССП нарушил их законные интересы, бездействует, предпринимает недостаточно мер для поиска имущества, выполнения финансовых обязательств, в суд направляется жалоба. Орган предпишет устранить нарушения или отстранить исполнителя от выполнения обязанностей и назначить другого пристава.

Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов в виде самостоятельного органа государственной власти была создана в России сравнительно недавно.

13 октября 2004 г. последовал указ Президента РФ № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердивший Положение о ФССП России.

ФССП России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Согласно общей концепции административной реформы Федеральная служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции РФ. Последнее в свою очередь относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России (см. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 72Ф). Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности данной службы.

Что будет, если не платить долг в ФССП?

Самое большое, чего можно лишиться из-за долга в ФССП — жилье. Судебный пристав-исполнитель может арестовать недвижимость должника и обратить на него взыскание, но лишь в том случае, если недвижимость не является единственным жильем должника.

Если не платить долг в ФССП обязательно арестуют банковскую карту на сумму долга. Приставы могут приехать по месту постоянной регистрации должника для описи и ареста имущества. Должнику придется долго и упорно доказывать, что та или иная вещь ему не принадлежит и была куплена родителями, если, например, он проживает вместе с ними.

Приезд судебных приставов — не самое приятное посещение, особенно когда в той же квартире проживают другие члены семьи. Здесь придется доказывать, что те или иные вещи принадлежат не вам, были куплены другими людьми и т.п. Это докажут чеки строгой отчетности, гарантийный талон или кредитные документы, если ценная вещь была оформлена в POS-кредит.

Читайте также:  Передача денег при покупке недвижимости правильно

Если не платить долг в ФССП добровольно, об этом могут узнать на работе, потому что в этом случае пристав может обратиться на работу с постановлением об отчислении конкретного процента от заработной платы в счет погашения долга.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

В полномочия судебных приставов входили: привод, оповещение, получение денежных средств с должника до решения суда (чем не коллекторская деятельность?), исполнение судебных решений, доставка сторонам судопроизводства повесток и документов по судебным делам.

Испытательный срок составлял 1 год. Кандидат на должность вносил залоговую сумму в размере 600 рублей, взнос, который был гарантом возмещения убытков от неправомерных действий пристава. Вступая в должность — пристав приносил присягу. Смена места жительства пристава без получения разрешения председателя суда была невозможна, а денежное довольствие — самым маленьким в канцелярии суда. Годовое довольствие вместе с оплатой питания и жилья составляло 600 рублей.

Как я устроилась на работу в ФССП

Меня зовут Михеева Евгения Юрьевна, сейчас мне 27 лет, я работаю судебным приставом-исполнителем в маленьком городке Краснознаменске Калининградской области. Сейчас я работаю в этой структуре чуть больше пяти лет. Должность в службе судебных приставов стала моей первой серьезной работой.

Когда я училась на юридическом факультете в институте, я была полна надежд и амбиций. Молодая студентка, я была просто уверена, что если старательно учиться, проявлять себя на практике, то после выпуска я буду просто нарасхват. Каково же было мое удивление, когда после получения диплома, никто работу не предлагал. Началась бесконечная череда собеседований и отказов, которая продлилась несколько месяцев. У меня опускались руки, возможность устроиться на работу по специальности утекала сквозь пальцы.

Но, как обычно бывает, решение проблем пришло само. Моим родителям пришло «письмо счастья» о неуплате штрафа ГИБДД, и мы поехали в наш отдел, чтобы показать квитанцию об оплате. Это типичная ситуация, которая случалась, наверное, с каждым вторым российским водителем.

Отдел судебных приставов города Краснознаменска мне был очень хорошо знаком. Особенно его архив. Ведь на третьем курсе я проходила там практику. Я понесла квитанцию и встретила знакомую, которая, как оказалось, все еще работала в отделе. Мы с ней немного поболтали, и она рассказала об открытой вакансии. Моему восторгу не было предела. Я не стала затягивать, на следующий день поехала в Управление федеральной службы судебных приставов по Калининградской области.

Правовое положение судебного пристава-исполнителя как основного субъекта исполнительного производства

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу, текст которой приведен в ч.2 ст.З Федерального закона Российской Федерации № 118-ФЗ «О судебных приставах». Основные нормы, закрепляющие правовое положение судебного пристава изложены в ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 118-ФЗ «О судебных приставах». В них содержатся требования, предъявляемые к кандидату на должность судебного пристава. Такие как: — достижение 20-летнего возраста; — наличие среднего или среднего профессионального образования, а для старшего судебного пристава — высшего юридического образования; — способность по своим личным и деловым качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности; — отсутствие судимости.

В зависимости от исполняемых обязательств судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Первая категория судебных приставов после прохождения необходимой профессиональной подготовки имеет право на хранение, ношение и применение огнестрельного оружия и специальных средств. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых устанавливаются Министром юстиции Российской Федерации. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции и выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого Министром юстиции Российской Федерации.

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом Российской Федерации № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ.

Ст. 11 Федерального закона Российской Федерации «О судебных приставах» устанавливает обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. К их обязанностям относятся: — обеспечение в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей; — выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; — исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и иным гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечение поручений судьи о доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств, и их сохранность; — поддержание общественного порядка в судебных помещениях; — взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; — привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; — участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий. Судебные приставы указанной категории имеют право: — обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск; — применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных ст.ст. 15-18 Федерального закона Российской Федерации № 118-ФЗ «О судебных приставах». В ст. 12 Федерального закона Российской Федерации № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрены обязанности и права судебных приставов-исполнителей. Они обязаны: — принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (исполнительные листы, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и ДР-); — предоставлять сторонам исполнительного производства и их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; — рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Читайте также:  Материнский капитал на ремонт дома условия в 2023 году

Основные проблемы реализации федерального законодательства об исполнительном производстве в деятельности службы судебных приставов и мероприятия по их преодолению

Выявлению основных проблем организационно-правового свойства, связанных с деятельностью службы судебных приставов способствует анализ состояния принудительного исполнения юрисдикционных актов в Российской Федерации, кроме того, проблемы и недостатки, препятствующие эффективному применению закрепленных в законодательстве норм права, выявляются в процессе самой деятельности, то есть в ходе применения данных норм основными субъектами исполнительного производства — судебными приставами. Таким образом, взгляд на проблемы правоприменительной практики с позиций разных сторон, как извне, так и изнутри системы исполнительного производства позволяет определить наиболее существенные проблемы деятельности службы судебных приставов.

Особое значение в этой связи приобретает анализ некоторых результатов осуществления надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей органами прокуратуры.

Результаты деятельности прокуратуры отражают большинство проблем и недостатков правового регулирования, характерных для системы принудительного исполнения. Наличие такого рода нерешенных проблем и недостатков в большинстве случаев обусловлено комплексом объективных и субъективных причин правового, экономического и социального характера, которые оказывают негативное влияние на эффективность системы принудительного исполнения в Российской Федерации.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, ежегодно не исполняются до 37 % судебных решений. Такое положение способствует дискредитации судебных процедур разрешения споров, замене их другими, в том числе связанными с привлечением криминальных структур в качестве своеобразных «судебных исполнителей», а также коррупции и взяточничеству в самой службе судебных приставов.

Выявление таких «болевых точек» позволит предложить варианты наиболее оптимального решения проблем, связанных с существующими пробелами в праве и организации деятельности исполнительных органов государственной власти.

В целях выявления нарушений судебными приставами-исполнителями законодательства в сфере исполнительного производства, Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляется надзор: — за исполнением законов при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих функций; — за исполнением требованием закона о возбуждении исполнительного производства.

Важное значение также имеет обеспечение участия прокурора в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов.

В процессе надзора за соблюдением законов при осуществлении судебными приставами своих функций особое внимание уделяется охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве. Проверка исполнения требований законов о возбуждении исполнительного производства проводится прокурором по специальному плану.

Следует иметь в виду, что соблюдение изложенных в ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» требований, предъявляемых к исполнительным документам, строго обязательно, и, как следствие, пользуется особенно пристальным вниманием работников прокуратуры при проведении проверки. Меры прокурорского реагирования применяются в случаях, когда нарушены права несовершеннолетних детей, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан. Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо и в ситуациях, когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей или когда в действиях взыскателя или должника усматривается признаки преступления. К таким случаям, безусловно, можно отнести взыскания по делам связанным с банкротством финансовых пирамид.

Прокурор уделяет особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом решения и определения суда по вопросам исполнительного производства.

В то же время осуществление такого рода проверок затруднено тем обстоятельством, что в настоящее время не существует органа, который бы сосредотачивал фактические данные об исполнении каждого вынесенного решения. Документация, содержащая сведения о вынесенных решениях, концентрируется в судах, а данные об исполнении этих решений у судебных приставов.

В связи с этим представляется перспективным и необходимым создание централизованных баз данных, доступных всем участникам реализации исполнения решений и контролирующим органам.

Работниками прокуратуры в ходе проверок обращается внимание на соблюдение сроков возбуждения исполнительных производств и совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного документа. При этом устанавливается, был ли назначен срок для добровольного исполнения решения должником, направляются ли копии соответствующих постановлений заинтересованным сторонам.

Проверяется обоснованность возвращений исполнительных документов, поскольку нередки случаи, когда исполнительные листы возвращают по надуманным основаниям и соблюдается ли порядок совершения исполнительных производств.

К какой ветви власти относится федеральная служба судебных приставов

65. СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Служба судебных приставов (ССП), предназначенная для исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

Организация ССП, права и обязанности судебных приставов урегулированы в Федеральном законе РФ от 4 июня 1997 г. «О судебных приставах» с последующими изменениями и дополнениями.

ССП включает: Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором; службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения.

ССП организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством.

Высшее звено ССП – Федеральная служба судебных приставов (ФССП) под руководством директора. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности ССП. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений.

Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями.

Читайте также:  Все о сроке годности и условиях хранения сметаны

Основные задачи ФССП:

– обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

– организация принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве»;

– управление территориальными органами. Службы судебных приставов юстиции субъектов РФ – территориальные органы ФССП (всего 88 служб судебных приставов) – являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Территориальным органом ФССП является Главное управление ФССП, возглавляемое главным судебным приставом субъекта РФ. Назначается на должность и освобождается от нее Министром юстиции РФ по предложению директора ФССП. Положение о территориальном органе ФССП, их Перечень утверждены приказом Министра юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187.

Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном ССП.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Кто такие частные судебные приставы

На сегодняшний день единственное ведомство РФ, занимающееся принудительным взысканием задолженности – ФССП. Приставы от имени государства работают с долгами в пользу физических лиц, организаций, государственных органов. Интересно, что около 64% такой работы заключается в защите прав предпринимателей.

Сейчас нагрузка на ФССП колоссальная, поэтому приставы с трудом справляются с большим объемом документов, разбирательств, информацией о должниках. Это негативно сказывается на сроках исполнительных действий.

Идея с негосударственными судебными исполнителями призвана снизить нагрузку на эту службу, повысить процент исполнения судебных решений. В России уже было несколько предложений создания такой инстанции, однако решение пока не принято.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

Как изменится служба судебных приставов

36. Директор планирует свою деятельность с учетом необходимости участия в мероприятиях, проводимых Министром, а также (по его поручению) Президентом Российской Федерации или Председателем Правительства Российской Федерации, в заседаниях Правительства Российской Федерации, образуемых Правительством Российской Федерации координационных и совещательных органов, палат Федерального Собрания Российской Федерации, межправительственных комиссий, а также в других обязательных для него плановых мероприятиях.

37. Заместители Директора, а также начальники структурных подразделений планируют свою деятельность с учетом необходимости участия в мероприятиях, проводимых Директором, а также (по его поручению), в мероприятиях, проводимых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Министром, и иных мероприятиях.

38. Выезд в командировку и предоставление отпуска Директору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, осуществляются по решению Министра и на основании соответствующего приказа ФССП России.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

Создан «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов. В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.

Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

Таким образом, реформа ФССП прежде всего обеспечила переход данного ведомства в статус силовых структур, и вследствие этого происходит в первую очередь повышение заработной платы и сокращение пенсионного возраста. Это основные моменты данной реформы, которые задают направление на дальнейшую реорганизацию в 2021 году. По мере появления последних новостей об ФССП мы будем обновлять статью.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...