Штрафы за налоговые нарушения из главы 16 нк

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за налоговые нарушения из главы 16 нк». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Уголовные преступления

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Ответственность за налоговые правонарушения: определение, виды — Контур.Бухгалтерия

Государство следит за налоговыми отчислениями в бюджет и строго наказывает тех, кто нарушает налоговое законодательство. Ответственность за это установлена Налоговым Кодексом РФ, КоАП и даже Уголовным Кодексом. Разберемся, кого и за какие нарушения закон привлекает к ответственности.

Налоговое правонарушение — это действия, которые нарушают положения Налогового кодекса и за которые установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). За совершение незаконного деяния закон предусматривает штрафы, а иногда и уголовное наказание. Наказание зависит от вида нарушения и наличия умысла.

По НК РФ нельзя оштрафовать должностное лицо компании — штраф налагается на юридические и физические лица. Но это не значит, что генеральный директор и главбух вольны делать что угодно. Одновременно со штрафами для организации по НК РФ к должностным лицам могут быть применены статьи КоАП или даже УК РФ.

Физлица несут налоговую ответственность с 16 лет. Даже если у ребенка возникла обязанность по уплате налога или сдаче декларации до 16 лет, исполнить ее должны его родители или опекуны. Иначе вся ответственность ляжет на них (ст. 107 НК РФ).

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

Читайте также:  Налог на прибыль организаций федеральный или региональный в 2023 году

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

2. Утратил силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

1. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми,

влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

2. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 настоящего Кодекса, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Постановка на учет в органе налогового характера

Постановка на учет в налоговом органе в роли налогоплательщика организации, а также каких-либо предпринимателей индивидуального типа происходит вне зависимости от появления налоговой обязанности. Постановка на учет индивидуального предпринимателя или организации в налоговом органе по месту нахождения или по месту проживания происходит на основании определенных сведений, которые содержатся соответственно в едином государственном реестре лиц юридической направленности, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Замечание 3

Когда происходит осуществление деятельности в Российской Федерации через обособленные подразделения, то заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после того, как было создано подразделение обособленного типа.

Снятие с учета, а также постановка на учет какого-либо физического лица или же организации в органе налоговой направленности по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и средств транспортного передвижения производится на основании сведений, которые были сообщены органами, указанными в 85 статье ПК. Организация же в свое время подлежит постановке на учет в органах налогового характера по месту пребывания недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Постановка на частный учет нотариуса происходит под контролем налогового органа по месту его жительства на основании определенных сведений, сообщаемых юстиционными органами, которые занимаются выдачей лицензий на право деятельности нотариального характер, а также наделяющими нотариусов полномочиями.

Замечание 4

Стоит выделить такой отдельный вид, как постановка на учет адвоката. Данный процесс осуществляется также органом налоговой направленности по месту его жительства на основании определенных бумаг, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 НК.

Постановка на учет в органах налогового характера физических лиц, которые не имеют никакого отношения к индивидуальным предпринимателям, осуществляется тем же органом по месту жительства физического лица на основе специальной информации, предоставляемой органами, которые в свое время отмечаются в 85 статье НК.

В ситуации возникновения у налогоплательщиков своего рода трудностей с определением места постановки на учет решение на основе предаставленных ими данных принимаются органом налоговой направленности.

Федеральная служба налоговой

Налоговая служба Федерального характера согласно 31 статье пункту 3 НК имеет полное право на утверждение форм заявлений о постановке на учет налоговой направленности, соблюдение которых является обязательным для налогоплательщиков. Тем не менее, ответственность налогового характера, бывает только в тех случаях, когда не поддаются в установленный срок определенные заявления о постановке на налоговый учет. Поэтому, сам факт подачи в орган налоговой направленности заявления с просьбой о постановке на налоговый учет является подтверждением выполнения соответствующих обязанностей самим налогоплательщиком. Во время установления объективной стороны налоговых правонарушений, предусмотренных в 116 статье НК, стоит учитывать положения 84 статьи пункта 1 НК, согласно которым форма заявления о постановке на учет устанавливается ФНС России. Когда происходит подача заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, сама организация одновременно с данным заявлением представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, в свою очередь подтверждающих создание такого обособленного подразделения.

Замечание 7

При подаче заявления предприниматель индивидуального характера вместе с заявлением о подаче на учет представляет определенное свидетельство о регистрации государственной направленности в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия данной частной практикой, и представляет такие документы, которые могут удостоверить личность налогоплательщика, и подтвердить регистрацию по месту проживания.

Читайте также:  Документы на развод при наличии несовершеннолетних детей 2023 Тольятти

Добросовестное соблюдение налогоплательщиком своих обязанностей по постановке на учет налогового характера заключается в своевременной подаче необходимого заявления. Из-за этого несоблюдение, которое устанавливается ФНС России в форме заявления и непредставление или неисполнение представления других документов, которые рассматриваются в 84 статье пункте 1 НК, документа нормативного порядка налоговых органов, не образуют какой-либо объективной стороны рассматриваемого правонарушения.

В практике хозяйственной деятельности у налогоплательщиков время от времени появляются такие ситуации, которые влекут за собой прекращение обязанностей по постановке на учет налоговой направленности до момента истечения срока такой постановки. Обстоятельства, которые влекут прекращение обязанностей по учету, вполне могут появиться в процессе ликвидации обособленного подразделения организации; отчуждения недвижимого имущества или средств транспортного передвижения, подлежащих налогообложению, а также в иных ситуациях аналогичных этой.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, который при этом содержит признаки правонарушителя, что предусматривается в 116 статье пункте 1 НК, считается оконченным по истечении последнего дня срока, который был установлен для процесса подачи заявления о постановке на учет самого лица, недвижимого имущества или транспортного средства.

Правонарушение, которое предусматривается в 116 статье пункте 2, можно считать оконченным после того, как пройдет 91 день с момента окончания срока подачи заявления о постановке на учет в органе налоговой направленности.

Привлечение к ответственности налогового характера лица по 116 статье пункту 2 исключает его привлечение к ответственности по пункту 1 той же самой статьи.

Вывод

Отсюда следует, что объективная сторона составов, которые описаны в 116 статье НК, проявляется в свойственном бездействии потенциального налогоплательщика в виде неисполнения им своей обязанности о подаче в определенный законом срок заявления в орган налогового характера, о постановке на учет по месту нахождения подразделения, которое является обособленным, по месту жительства и также принадлежащего физическому лицу или организации имущества недвижимого характера, или средств транспортного передвижения, подлежащих налогообложению.

В роли субъекта, который в свое время приступает срок постановки на учет в органе налоговой направленности, может быть организация или какое-либо физическое лицо, обязанное самостоятельно заявить в налоговый орган о постановке на учет самих себя, средств передвижения или имущества, которое является недвижимым.

Субъективная же сторона правонарушения, которое разбирается, характеризуется виной в форме конкретного умысла.

Ответственность за что было совершено нарушение определенных правил срока постановки на учет в органе налоговой направленности не имеет никакой зависимости от статуса правового характера самого налогоплательщика, а также последствий непостановки на учет и характера просрочки исполнения обязанности по процессу подачи заявления о постановке на учет налогового характера. Налоговая санкция выражается в виде определенного штрафа, размер которого по первой части обычно рассматриваемой статьи составляет сумму 10 тысяч рублей, а по второй 10% от доходов, которые были получены в течении указанного промежутка времени в результате данной деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
Налог на профессиональный доход
(налог самозанятых граждан)
182 1 05 06000 01 1000 110 182 1 05 06000 01 2100 110 182 1 05 06000 01 4000 110
Единый налоговый платеж 182 1 06 07000 01 1000 110
Транспортный налог 182 1 06 04012 02 1000 110 182 1 06 04012 02 2100 110 182 1 06 04012 02 3000 110
Налог на имущество:
– в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе 182 1 06 01010 03 1000 110 182 1 06 01010 03 2100 110 182 1 06 01010 03 3000 110
– в границах городских округов 182 1 06 01020 04 1000 110 182 1 06 01020 04 2100 110 182 1 06 01020 04 3000 110
– в границах городских округов с внутригородским делением 182 1 06 01020 11 1000 110 182 1 06 01020 11 2100 110 182 1 06 01020 11 3000 110
– в границах внутригородских районов 182 1 06 01020 12 1000 110 182 1 06 01020 12 2100 110 182 1 06 01020 12 3000 110
– в границах межселенных территорий 182 1 06 01030 05 1000 110 182 1 06 01030 05 2100 110 182 1 06 01030 05 3000 110
– в границах сельских поселений 182 1 06 01030 10 1000 110 182 1 06 01030 10 2100 110 182 1 06 01030 10 3000 110
– в границах городских поселений 182 1 06 01030 13 1000 110 182 1 06 01030 13 2100 110 182 1 06 01030 13 3000 110
Земельный налог:
– в границах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя 182 1 06 06041 03 1000 110 182 1 06 06041 03 2100 110 182 1 06 06041 03 3000 110
– в границах городских округов 182 1 06 06042 04 1000 110 182 1 06 06042 04 2100 110 182 1 06 06042 04 3000 110
– в границах городских округов с внутригородским делением 182 1 06 06042 11 1000 110 182 1 06 06042 11 2100 110 182 1 06 06042 11 3000 110
– в границах внутригородских районов 182 1 06 06042 12 1000 110 182 1 06 06042 12 2100 110 182 1 06 06042 12 3000 110
– в границах межселенных территорий 182 1 06 06043 05 1000 110 182 1 06 06043 05 2100 110 182 1 06 06043 05 3000 110
– в границах сельских поселений 182 1 06 06043 10 1000 110 182 1 06 06043 10 2100 110 182 1 06 06043 10 3000 110
– в границах городских поселений 182 1 06 06043 13 1000 110 182 1 06 06043 13 2100 110 182 1 06 06043 13 3000 110

Какая ответственность установлена за налоговые правонарушения

Все, что написано в законодательных актах Российской Федерации, к какой бы области права они не относились, обязательно для исполнения всеми гражданами нашей страны. Налоговый кодекс не является исключением: все граждане и организации должны неукоснительно соблюдать его требования и не допускать бездействия там, где предусмотрены активные и своевременные обязательства.

  • Что называется налоговым правонарушением (НП), какие их виды предусмотрены действующим законодательством?
  • Какие формы ответственности могут быть предусмотрены за нарушения в сфере налогового права?
  • Что может смягчить вину нарушившего Налоговый кодекс?

Проанализируем в данной статье.

Классификация составов налоговых правонарушений

  1. по степени общественной опасности:
    • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
    • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
    • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  2. по особенности конструкции объективной стороны:
    • материальные;
    • формальные.
  3. по форме совершения противоправного деяния:
    • совершенные в результате действия;
    • совершенные в результате бездействия;
    • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).
  4. по непосредственному объекту состава правонарушений:
    • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
    • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Об участии в российских и иностранных организациях

Под участием в других организациях понимается покупка акций или вклады в уставные капиталы других фирм. Если это имеет место быть, то организация обязана сообщить об этом участии письменно (форма N С-09-2, утвержденная Приказом ФНС России от 09.11.2006 N САЭ-3-09/778@) в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ).

Нарушение срока сообщения об участии в российских и иностранных организациях влечет налоговую и административную ответственность.

 Налоговая ответственность 
(ст. 129.1 НК РФ)
 Административная ответственность 
(ст. 15.6 КоАП РФ)
Размер штрафа для организации
составит:
- 1000 руб.;
- 5000 руб. (при нарушении
данного срока повторно в
течение календарного года).
Размер штрафа для должностных лиц 
составит:
- от 3 до 5 МРОТ (то есть 300 -
500 руб.).

Позиция ВАС РФ нарушает конституционные нормы

Судебная практика, допускающая привлечение лиц к ответственности за налоговые правонарушения, несмотря на нарушение налоговыми органами процедуры привлечения их к ответственности, стала складываться после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 28.02.2001 № 5, в котором даны указания арбитражным судам о привлечении к ответственности при отсутствии установленной в Законе процедуры или ее несоблюдении.

Кроме того, налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, о которых в НК РФ не сказано ничего, кроме их названия.

Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения в судебном порядке при отсутствии процедуры привлечения есть не что иное, как получение доказательств совершения правонарушения без установленного законом порядка их получения. Пункт 2 статьи 50 Конституции РФ не допускает использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В практике арбитражных судов при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения (по терминологии НК РФ — к «налоговой ответственности») по результатам камеральных налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля используются именно такие доказательства: процедура привлечения к административной ответственности по результатам применения этих форм налогового контроля не установлена в НК РФ.

Установление в законе и соблюдение порядка привлечения лиц к ответственности — это гарантия как всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о налоговом правонарушении, так и соблюдения конституционных прав лиц, привлекаемых к ответственности, прежде всего права на защиту (п. 1 ст. 48 Конституции РФ). Позиция ВАС РФ о необязательности установления в законе и соблюдения порядка привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства противоречит не только пункту 1 статьи 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как в порядке, который предусмотрен НК РФ. Данная позиция нарушает конституционные нормы и принципы о недопустимости, в частности, при рассмотрении судами дел о привлечении к «налоговой ответственности» использовать доказательства совершения лицом налогового правонарушения, полученные с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ). Тем самым нарушаются также принципы законности (ст. 15 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...